Лфк при нарушении осанки: корректировка физическими упражнениями

Нарушение осанки чаще всего появляется в школьном возрасте у детей, которые большую часть времени проводят в сидячем положении за компьютером, телевизором или выполнением школьных заданий.

В целях коррекции и профилактики позвоночника для детей разных возрастных групп рекомендуют проводить упражнения ЛФК. От физического развития ребенка зависит не только его внешний вид, но и здоровье внутренних органов.

ЛФК при нарушении осанки: корректировка физическими упражнениями

Важность ЛФК для становления осанки

В период быстрого роста скелета, то есть в возрасте от 7 до 16 лет, возникает большая опасность нарушения осанки. Родители не часто ругают ребенка за позу за столом, и зря. Неправильная организация рабочего места и большие физические нагрузки на позвоночник, при длительном сидении за компьютером, провоцируют искривления.

Недостаточное развитие мышц, которое наблюдается в юном возрасте, приводит к тому, что позвоночник становится уязвимым, и формируются изгибы.

ЛФК при нарушении осанки: корректировка физическими упражнениями

Ребенок не только некрасиво горбатится, но у него начинают появляться проблемы с работой дыхательных путей, сердечно-сосудистой системой, пищеварительным трактом. Упражнения ЛФК при нарушении осанки у детей ориентированы на то, чтобы:

  • исправить неправильный изгиб позвоночника;
  • укрепить и нормализовать мышцы спины;
  • ребенок привык держать спину ровно в любом положении.

Если в детстве не развить мышцы спины, в более зрелом возрасте возникнут серьезные проблемы, связанные со смещением позвонков.

Противопоказания

ЛФК для детей с нарушением осанки подходят далеко не всем. Есть несколько категорий лиц, которым не рекомендуется обращаться к лечебной гимнастике. Так, противопоказаниями являются:

  1. Наличие травм, переломов.
  2. Очень низкий болевой порог.
  3. Зажимы мышц спины.
  4. Острое протекание болезни.
  5. Наличие воспалительных процессов в организме.
  6. В вертебробазилярном бассейне большое скопление сосудов, что приведет к нарушению кровообращения.
  7. Компрессионный синдром.

Важно: лечебную гимнастику назначает только врач-ортопед, после обследования. Самостоятельно выбранные упражнения и самолечение могут привести к повреждению мышц спины.

ЛФК при нарушении осанки: корректировка физическими упражнениями

Для минимизации риска получения травм и максимальной пользы от проводимых упражнений рекомендуют придерживаться следующих общих правил:

  1. Соблюдайте все рекомендации, которые предоставил вам лечащий врач. Следите за осанкой своего ребенка во время выполнения гимнастики.
  2. Комплексом упражнений можно заниматься как в поликлинике, под присмотром врача, так и в домашних условиях. Главное, чтобы за чадом всегда был контроль и присмотр.
  3. Перед началом домашних процедур родителям, вместе с ребенком, нужно пройти обучающий курс в поликлинике.
  4. Перед каждым сеансом ЛФК для осанки дети должны выполнять пятиминутную разминку. Делайте им массаж спины.
  5. Никогда не торопите ребенка — скорость тут не нужна. Пусть он выполняет все упражнения в спокойном ритме, чтобы резкие движения и рывки не навредили мышцам.
  6. Не используйте штанги и гантели, так как повышенная физическая нагрузка не предусмотрена при проблемах со спиной.
  7. Нельзя, чтобы ребенок чувствовал болевые ощущения.
  8. Запрещено использовать методы, которые будут направлены на вытягивание позвоночника, например, вис на перекладине.
  9. Нагрузки с каждым разом должны постепенно усиливаться, переходя от простых элементов к более сложным.
  10. Помимо обычных физических нагрузок, используйте методы дыхательной гимнастики.

Таким образом, вы должны различать обычные спортивные упражнения и лечебную гимнастику. Ребенок не должен демонстрировать высокие результаты, а просто развивать мышцы позвоночника для нормального физического становления.

ЛФК при нарушении осанки: корректировка физическими упражнениями

Лфк для исправления осанки

ЛФК для пятилетнего ребенка при нарушении осанки проводится в игровой форме, так как он может не понимать необходимость выполнения определенных упражнений.

  1. Урок начнем с ходьбы, которая станет своеобразной разминкой. 20 секунд выполняется обычная ходьба, затем 20 секунд – ходьба на носочках. Осанка должна быть правильной, руки находиться на поясе. Следующие 20 секунд нужно ходить, высоко поднимая колени.
  2. Ноги должны стоять на ширине плеч. Ребенок делает глубокий вдох, тянет руки вверх и прогибает спину. Затем он делает выдох и опускает руки в исходное положение. Повторять 5-10 раз.
  3. Положение лежа, руки лежат вдоль туловища. Он должен поднять правую руку вверх и одновременно с этим левую ногу поднять вверх как можно выше. Повторите, изменив руку и ногу. Затем ребенок должен поднимать обе руки и тянуть обе ноги. Повторить не меньше 10 раз.
  4. В положении лежа ребенок поднимает ноги по очереди, не сгибая в коленях. Повторить упражнение на каждую ногу по 5 раз.
  5. В положении лежа ребенок прогибает спину, при этом поднимая руки и ноги вверх. Он должен зафиксироваться в такой позе на несколько секунд, после чего расслабиться. Повторять 5-10 раз.

Если врачи не выявили неправильного формирования позвоночника, это не повод расслабляться. ЛФК для профилактики искривления осанки у детей включает такие упражнения, которые несложно сделать в домашних условиях:

  1. Ребенок берет в руки гимнастическую палку. Затем он поднимает руки вверх, выгибая спину и отводя одну ногу назад. Возвращается в исходное положение и повторяет 10 раз, по очереди меняя ногу. Задача родителя — наблюдать, достаточно ли он прогибается в зоне поясницы.
  2. Ноги вместе, в руках гимнастическая палка. Дите поднимается на носки, руки поднимает вверх и отводит как можно больше назад. Возвращает их в исходное положение, повторяет манипуляции 8 раз.
  3. Прямая осанка, ребенок поднимает руки вверх, через 2 секунды опускает их к груди. Повторять 10 раз с ровной спиной.

ЛФК при нарушении осанки: корректировка физическими упражнениями

Лфк для школьников

Вследствие недостаточных физических нагрузок медосмотр перед первым классом часто выявляет нарушения в развитии. Ежедневная утренняя зарядка может не допустить подобных ситуаций.

Старший член семьи должен контролировать занятия. При обнаружении искривлений врачи назначают ЛФК для детей с нарушением осанки.

  1. Ноги расположены на ширине плеч, ребенок поднимает мяч руками вверх. Затем опускает их груди. При этом нужно смотреть на мяч и поднимать голову вместе с ним.
  2. В одной руке держит мяч, заводит ее за спину и перехватывает его другой кистью. Спина должна быть ровной, повторять 10 раз.
  3. Поднять мяч двумя руками над головой. Локти разводятся в разные стороны, при этом лопатки должны почти соединиться. Нужно сделать наклоны в правую и левую стороны.
  4. Положение лежа на спине, поднимаются обе ноги. Нужно сначала развести их в стороны, а затем свести вместе, перекрестив одну за другую. Повторить 10 раз.
  5. Не меняя исходного положения, поднять колени и имитировать ими езду на велосипеде. Повторять в течение минуты.
  6. Ребенок лежит на животе, тянет руки и ноги, приподнимает их на весу и держит туловище в таком положении 1 минуту.

Врачи говорят, что начинать заботиться об осанке нужно уже тогда, когда ребенок только начинает уверенно стоять на ногах. Регулярные тренировки на начальных стадиях искривления позвоночника позволяют остановить патологический процесс и радоваться ровной спине.

ЛФК при нарушении осанки: корректировка физическими упражнениями

ЛФК при нарушении осанки: корректировка физическими упражнениями

Источник: https://Fiziotera.ru/lfk-deti-osanka/

Лечебная гимнастика при нарушении осанки у детей

Упражнения ЛФК для детей с нарушением осанки являются самым действенным методом профилактики и коррекции искривлений позвоночника.

Современные дошкольники и младшие школьники проводят слишком много времени у экранов телевизоров, на уроках в школе и за выполнением домашних заданий.

Но от общего физического развития зависит не только красота и стройность фигуры, но и здоровье многих внутренних органов.

ЛФК при нарушении осанки: корректировка физическими упражнениями

Как связана физкультура и осанка человека?

При ускоренном росте скелета (в возрасте около 7 лет), мышечная масса увеличивается незначительно. Дети в этом возрасте вытягиваются, кажутся выше и стройнее. Но недостаточное развитие мышц приводит к тому, что неокрепший позвоночник, не имеющий мышечной поддержки, становится уязвимым для формирования изгибов, несвойственных для нормальной физиологии.

Принято выделять 2 разновидности нарушений:

  • искривление позвоночника в сагиттальной области (увеличены или уменьшены естественные изгибы, возникает сутулость, плоская, круглая спина и др);
  • изменения во фронтальной плоскости — сколиоз.

В результате у ребенка снижается объем дыхательных движений, нарушается работа пищеварительного тракта, сердечно-сосудистой системы, часто развивается близорукость.

Чтобы дефекты осанки не возникали, позвоночнику нужен мощный мышечный корсет.

Так называют окружающие позвоночный столб мышцы: они поддерживают гибкий костный орган в вертикальном положении, возвращают позвонки в физиологическое состояние после работы (наклонов, поднятия тяжестей и т.п.), при движении, прыжках, беге играют и амортизирующую толчки роль. При неразвитых мышцах спины у взрослого человека возникает множество заболеваний, связанных со смещением позвонков.

ЛФК при нарушении осанки: корректировка физическими упражнениями

Для формирования сильных мышц, которые будут удерживать позвоночник в правильном положении, разработаны упражнения для осанки: детям они доступны в возрасте 5–7 лет.

При уже сформировавшемся нарушении осанки в этом возрасте можно корректировать его с помощью специальных, лечебных упражнений. Они направлены на укрепление мышц в проблемной зоне и на общее развитие мышечного корсета.

Комплекс упражнений для детей дошкольного возраста

Дошкольникам недоступна целенаправленная тренировка. Ребенок может просто не понимать, зачем нужно делать те или иные движения, когда хочется просто бегать и играть. Поэтому детская гимнастика проводится в игровой форме.

ЛФК при нарушении осанки: корректировка физическими упражнениями

Упражнения, которые можно выполнять ребенку 6–7 лет:

  1. Занятие начинается с ходьбы, которая одновременно служит подготовкой и разминкой. Первые 10–15 секунд выполняется обычная ходьба, но родитель или инструктор должен следить за правильной осанкой ребенка. Следующие 10–15 секунд выполняют ходьбу на носках (руки поставить на пояс). Для разогрева мышц применяют ходьбу с высоким подниманием коленей в течение следующих 10–15 секунд.
  2. Упражнение, которое вытягивает позвоночник, выполняется из исходного положения с ногами на ширине плеч. На вдох ребенок плавно поднимает руки и тянется вверх. На выдохе руки медленно опустить. Выполнять 5–6 раз. Следить, чтобы ребенок не прогибался в пояснице при подъеме рук.
  3. Принять и.п. лежа на спине. Руки свободно вытянуть вдоль тела. Ребенок должен одновременно поднять левую руку и подтянуть к животу правую ногу. Повторить с другой рукой и ногой, а затем выполнить упражнение, поднимая сразу обе руки и ноги. Повторить 6–9 раз (чередовать по 2–3 раза каждую позицию).
  4. И.п. то же. На выдохе поднять прямую ногу до вертикального положения, удержать 1–2 секунды, опустить. Повторить по 2–3 раза каждой конечностью. Родитель следит за тем, чтобы нога не сгибалась в колене.
  5. Из и.п. на животе можно сделать упражнение «Боксер». При выполнении приподнять плечевой пояс и имитировать удары руками (по 3–4 движения каждой).
  6. И.п. такое же, руки вдоль тела. Медленно напрягаясь, ребенок постепенно поднимает грудь, руки и ноги. Немного прогнувшись, положение нужно зафиксировать на 3–4 секунды, расслабиться, вернувшись в и.п. Количество подходов — 4–5 раз.
  7. Встать на колени, руки опустить, голени вместе. Развести в стороны прямые руки, ногу выпрямить и отвести вбок. Вернуться в и.п. и повторить с другой ногой. Сделать упражнение 4–6 раз. Родитель следит за осанкой ребенка.
Читайте также:  Шейно-черепной синдром: причины, симптомы, диагностика и лечение

Профилактические занятия

Комплекс упражнений ЛФК при нарушении осанки можно выполнять с ребенком и в профилактических целях, пока сколиоз не сформирован. Они несложны и доступны в домашних условиях. Дополнить их можно движениями с гимнастической палкой:

  1. Взять палку так, чтобы руки были впереди и внизу. Поднимая руки, отвести назад ногу. Вернуться в и.п., повторить с другой ногой. Выполнить 6–8 движений. Родитель наблюдает за тем, чтобы ребенок прогнулся в пояснице назад.
  2. Палку взять так, чтобы она была сзади. Руки внизу, ноги вместе. Поднимаясь на носки, руки отвести назад как можно дальше. Вернуться в и.п. и повторять 4–6 раз. Родитель следит за тем, чтобы ребенок не сгибал локти и не наклонялся вперед.
  3. Палка впереди, внизу. Поднять руки, опустить к груди, вернуться в и.п. Сделать упражнение 4–5 раз. Следить, чтобы ребенок держал осанку.

В заключение занятия выполнять ходьбу в спокойном темпе в течение 30 секунд. При этом осанка должна сохраняться, на что родитель обращает внимание ребенка.

Комплекс ЛФК для младших школьников

У первоклассников чаще всего нарушения впервые определяются при медосмотре в школе. Они являются следствием недостаточного внимания к развитию ребенка до школы. Но осанку все еще можно корректировать, проводя ежедневные занятия дома. Ежедневная утренняя зарядка тоже может содержать элементы ЛФК.

ЛФК при нарушении осанки: корректировка физическими упражнениями

Детям уже доступно принимать и сохранять контрольную позу: подойти к стене и опереться о нее пятками, голенями, ягодицами, лопатками и затылком. Плечи при этом не поднимать. Во время разминки (ходьбы, как указано выше) важно следить за соблюдением контрольной позы.

После разминки первоклассник может выполнять несложные упражнения лечебной физической культуры с мячом, гимнастической палкой или без снаряда. Самостоятельно проследить за правильным выполнением и осанкой он не способен, поэтому требуется присутствие старшего члена семьи, который сможет контролировать занимающегося и исправлять его ошибки.

ЛФК при нарушении осанки: корректировка физическими упражнениями

Лечебная физкультура для исправления осанки может включать такие упражнения:

  1. Из и.п. стоя, ноги на ширине плеч, поднять мяч (или палку). При подъеме рук посмотреть на предмет. Опустить его на грудь, вернуться в и.п. Сделать 5–6 повторов.
  2. Мяч в 1 руке. Завести его за спину, переложить в другую руку, вернуться в и.п. Следить за соблюдением контрольной позы. Выполнить 5–6 движений.
  3. Поднять руки с мячом или палкой над головой. Развести локти в стороны, соединяя лопатки. Сделать 4–6 наклонов влево и вправо.
  4. Принять и.п. лежа на спине. Поднимая ноги, выполнить разведение их в стороны, а затем перекрестить. Выполнить 7–8 движений, вернуться в и.п.
  5. Упражнение «Велосипед» хорошо тренирует брюшную стенку. Ноги поднять и согнуть в коленях. Имитировать движения велосипедиста в течение 20–30 секунд.
  6. Использовать движения упражнений «Боксер» и «Ласточка». Вариантами могут стать подъемы груди с прижатыми к полу ногами или только ног. Можно использовать палку, которую надо держать на уровне плеч позади шеи. Движения повторять по 4–6 раз.

Кроме упражнений, направленных на развитие мышц спины, младшие школьники должны выполнять приседания не менее 10–15 раз за 1 занятие. Их можно производить без снаряда, вытягивая руки вперед во время сгибания ног. При наличии палки ее либо держат впереди, либо заводят за спину на уровне плеч. Последний вариант способствует контролю за осанкой со стороны самого ребенка.

Заключение

Кроме выполнения комплексов ЛФК необходимо обеспечить ребенку максимум двигательной активности. Это могут быть пешие или велосипедные походы, катание на лыжах и коньках, подвижные игры.

Источник: https://OrtoCure.ru/pozvonochnik/osanka/lfk-dlya-detej-s-narusheniem.html

Лфк при нарушениях осанки

Задачи Лфк при нарушениях осанки:

  • обучение навыку правильной осанки и систематическое закрепление этого навыка;
  • укрепление мышц туловища и конечностей (выравнивание мышечного тонуса передней и задней поверхности туловища, нижних конечностей, укрепление мышц брюшного пресса);
  •  нормализация трофических процессов в мышцах туловища;
  •  осуществление целенаправленной коррекции имеющегося нарушения осанки.ЛФК при нарушении осанки: корректировка физическими упражнениями

Методика ЛФК.

Занятия ЛГ проводятся в поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах, школах здоровья, дошкольных образовательных учреждениях (3-4 раза в неделю). Уменьшение количества занятий до 2 раз в неделю является неэффективным.

Курс ЛФК для дошкольников и школьников длится 1,5-2 месяца; перерыв между курсами – не менее месяца. В течение года ребенок с нарушением осанки должен пройти 2-3 курса ЛФК, что позволяет выработать стойкий динамический стереотип правильной осанки.

Выделяют подготовительную, основную и заключительную части курса ЛФК (продолжительностью соответственно 1-2, 4-5, 1-2 недели).

В подготовительной части используются знакомые упражнения с малым и средним количеством повторений. Создается зрительное восприятие правильной осанки и мысленное ее пред­ставление, повышается уровень общей физической подготовленности ребенка.

В основной части увеличивается количество повторений каждого упражнения. Специальные упражнения выполняются из разгрузочных исходных положений: лежа на спине, на животе, стоя на четвереньках и на коленях. Преобладает выполнение упражнений повторным или интервальным методом, в сочетании с пассивным отдыхом. Решаются основные задачи коррекции имеющихся нарушений осанки.

В заключительной части нагрузка снижается. Количество повторений каждого упражнения – 4-6 раз. Через 2-3 недели занятий обновляется 20-30% упражнений (главным образом, специальных). Для дошкольников составляется 2-3 комплекса, для школьников – 3-4 комплекса ЛГ на один курс ЛФК. Совершенствуются навыки правильной осанки в усложненных вариантах выполнения упражнений.

Организационно-методические требования к проведению занятий ЛГ при нарушениях осанки

Наличие гладкой стены (без плинтуса), желательно на противоположной от зеркала стороне.

Это позволяет ребенку, встав к стене, принять правильную осанку, имея 5 точек соприкосновения: затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки; ощутить правильное положение собственного тела в пространстве, вырабатывая проприоцептивное мышечное чувство, которое при постоянном повторении передается и закрепляется в ЦНС – за счет импульсов, поступающих с рецепторов мышц. Впоследствии навык правильной осанки закрепляется не только в статическом (исходном) положении, но и при ходьбе, при выполнении упражнений. Упражнения для формирования и закрепления навыка пра­вильной осанки.

В зале для занятий должны быть большие зеркала, чтобы ребенок мог видеть себя в полный рост, формируя и закрепляя зрительный образ правильной осанки.

Дети подготовительных групп и младшего школьного возраста дают описание правильной осанки на основе образов героев сказок, животных, постепенно переходя к описанию собственной осанки, осанки друзей.ЛФК при нарушении осанки: корректировка физическими упражнениями

Средства ЛФК.

Основными средствами ЛФК для коррекции осанки являются физические упражнения, массаж, гидрокинезотерапия; дополнительным – лечение положением.

Физические упражнения.

Подбираются в соответствии с видами нарушений осанки.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) используются при всех видах нарушений осанки. Способствуют улучшению кровообращения и дыхания, трофических процессов. Выполняются из различных исходных положений, для всех мышечных групп – с предметами и без них, с использованием тренажеров.

Корригирующие, или специальные, упражнения. Обеспечивают коррекцию имеющегося нарушения осанки. Различают симметричные и асимметричные корригирующие упражнения. При дефектах осанки применяются преимущественно сим­метричные упражнения.

При выполнении данных упражнений сохраняется срединное положение остистых отростков. При нарушении осанки во фронтальной плоскости выполнение данных упражнений выравнивает тонус мышц правой и левой половины туловища, соответственно растягивая напряженные мышцы и напрягая расслабленные, что возвращает позвоночник в правильное положение.

Например: в и.п. лежа на спине, рука за головой – согнуть ноги в коленях и подтянуть их к туловищу; в и.п. лежа на животе – приподнять туловище, имитируя плавание «брассом», ноги от пола не отрывать; в и.п. лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль туловища – приподнимая туловище, движением рук через стороны коснуться коленей.

К специальным упражнениям при нарушениях осанки относятся: упражнения для укрепления мышц задней и передней поверхности бедра, упражнения на растягивание мышц передней поверхности бедра и передней поверхности туловища (при увеличении физиологических изгибов).

На занятиях лечебной гимнастикой обязательно сочетаются общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения, упражнения на расслабление и самовытяжение. Упражнения для укрепления мышечного корсета.

Массаж.

В детском возрасте является эффективным средством профилактики и лечения нарушений осанки. Используются основные приемы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, а также их разновидности. Все приемы выполняются плавно и безболезненно. Для детей первого года жизни, как правило, проводится общий массаж.

В более старшем возрасте акцент делается на мышцы спины, груди, брюшного пресса. Часто массаж предшествует занятиям ЛГ.

Дети дошкольного возраста и старше на занятиях ЛГ могут использовать приемы самомассажа со вспомогательными средствами (роликовым массажером, массажными дорожками, массажными мячами), которые выполняются в сочетании с физическими упражнениями.

Гидрокинезотерапия.

Занятия в воде являются мощным положительным эмоциональным фактором. Большинство детей адаптируются к воде с раннего возраста.

Гидрокинезотерапия позволяет решать две задачи:

  •  осуществление коррекции из разгрузочного положения позвоночника;
  •  закаливающее действие (особенно для ослабленных детей).

Длительная разгрузка позвоночника в воде (t не ниже 30°С) позволяет выполнять самые различные упражнения у бортика и на пенопластовой доске в сочетании с уже освоенными навыками различных способов плавания.

Примерная Схема занятия лечебным плаванием для детей 9-10 лет такова: вводная часть (5 мин) – упражнения на суше и у бортика, общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп; основная часть (25-30 мин) – упражнения в воде; заключительная часть (5-7 мин) – свободное плавание.

Лечение положением.

На занятиях ЛГ применяется во время пауз отдыха и при выполнении специальных упражнений. С этой целью используется упругий валик (высотой 2-3 см) или подушка (чем старше ребенок, тем больше ее размеры).

При круглой спине валик подкладывается под лопатки – при выполнении упражнений в и.п. лежа на спине; при плосковогнутой спине валик кладется живот – при выполнении упражнений в и.п. лежа на животе или под голову – в и. п. лежа на спине.

Читайте также:  Немеют пальцы: почему возникает онемение и как лечить

Таким образом, позвоночник ребенка принимает правильное коррекционное положение в течение 5-8 мин.ЛФК при нарушении осанки: корректировка физическими упражнениями

Оценка эффективности занятий ЛГ при нарушениях осанки

Функциональное состояние мышц-разгибателей туловища и мышц брюшного пресса, которые непосредственно участвуют в создании мышечного корсета и поддержании правильной осанки, определяется с помощью специальных двигательных тестов на определение их силовой выносливости. Сюда относятся следующие тесты.

  • Удержание ног под углом 45° в положении лежа на спине. Ребенок лежит на кушетке, руки вдоль туловища. Затем он свободно поднимает прямые ноги под углом 45° и, касаясь носками руки исследователя, удерживает их в таком положении. Время удержания определяется по секундомеру.
  • Удержание туловища на весу в положении лежа на животе. Ребенок лежит на кушетке таким образом, что верхняя часть туловища (до гребней подвздошных костей) находится на весу; руки на поясе, ноги фиксируются исследователем. Время удержания туловища на весу определяется по секундомеру.

Исследование силовой выносливости мышц осуществляется 2-3 раза в год.

Источник: https://easymedicine.ru/lfk-pri-narusheniyax-osanki.html

Коррекция нарушений осанки средствами физической культуры

Исправление различных нарушений осанки — процесс длительный.

Формирование нового, правильного стереотипа осанки и ликвидация порочных условных рефлексов требует особенно строго подхода к организации занятий по физическому воспитанию.

Эти занятия должны проводиться систематически, не реже 3 раз в неделю, и обязательно подкрепляться выполнением корригирующего комплекса упражнений в домашних условиях.

В детских учреждениях, школах и кабинетах лечебной физкультуры поликлиник и диспансеров занятия корригирующей гимнастикой проводятся группами по 10-15 человек.

В подготовительном периоде таких занятий у детей вырабатывается представление о правильной осанке и путем подбора специальных и общеразвивающих упражнений создаются физиологические предпосылки для ее формирования. В основном периоде последовательно решаются все лечебные и воспитательные задачи.

Общие задачи решаются путем широкого использования общеразвивающих упражнений, соответствующих возрасту и физической подготовленности занимающихся.

Исправление дефектов осанки достигается с помощью специальных упражнений.

Их применение дает возможность изменить и нормализовать угол наклона таза, нормализовать нарушенные физиологические изгибы позвоночника, исправить положение и форму грудной клетки, а так же положение головы, добиться симметричного стояния плечевого пояса, укрепить мышцы брюшного пресса. Правильное положение частей тела во время движений, работы и при важнейших позах закрепляется путем создания естественного мышечного корсета.

Эффективность применения специальных упражнений во многом зависит от исходных положений.

Наиболее выгодным из них для развития и укрепления мышц, составляющих мышечный корсет, является такое, при котором возможна максимальная нагрузка позвоночника по оси и исключается влияние на тонус мышц угла наклона таза. К таковым относятся положение лежа на спине, животе, стоя в упоре на коленях и четвереньках.

При ассиметричной осанке основную роль играют симметричные упражнения. Они дают выраженный положительный эффект, обеспечивая выравнивание силы мышц спины и ликвидацию асимметрии мышечного тонуса.

Такое действие симметричных упражнений связано с физиологическим перераспределением нагрузки.

Для сохранения срединного положения тела более ослабленные мышцы на стороне отклонения позвоночника работают с большей нагрузкой, чем более сильные мышцы на противоположной стороне (так называемая физиологическая асимметрия).

  • При дефектах осанки в сагиттальной плоскости используются следующие специальные упражнения: при увеличении угла наклона таза упражнение, способствующие укреплению мышц задней поверхности бедер, межпоперечных мышц поясницы, а так же брюшного пресса; при уменьшении угла наклона таза упражнение для укрепления мышц поясничного отдела спины и передней поверхности бедер.
  • Нормализация физиологических изгибов позвоночника достигается в ряде случаев уменьшением подвижности позвоночника, улучшением подвижности позвоночника в месте наиболее выраженного дефекта (например, в грудном отделе при сутуловатой спине).
  • Крыловидные лопатки и приведенные вперед плечи могут быть исправлены при помощи упражнения с динамической и статической нагрузкой на трапециевидные и ромбовидные мышцы, а так же на растягивание грудных мышц.

Выстояние живота устраняется упражнениями для мышц брюшного пресса, осуществляемыми преимущественно из исходного положения лежа на спине. Наиболее эффективные из них такие, когда одновременно вызывается максимальное для данного человека напряжение прямых и косых мышц живота.

Одновременно с упражнениями для мышц формируется навык правильной осанки. Он вырабатывается на базе мышечно-суставного чувства, позволяющего создать нужное положение определенных частей тела. После объяснений, необходимых для предоставления правильной осанки, и показе ее приступают к выработке соответствующих такой осанке мышечно-суставных ощущений.

Для этого используют тренировки перед зеркалом (зрительный самоконтроль); взаимоконтроль, осуществляемый занимающимися друг за другом; принятие правильной осанки с исправлением ее дефектов у стены, мышечно-суставным ощущениям прибавляются тактильные (во время прижатия спины, ягодиц и пяток к стене); исправление дефектов осанки по указанию инструктора или методиста лечебной физкультуры.

Выработка и закрепление навыков правильной осанки происходят так же во время исполнения различных общеразвивающих упражнений, при которых обязательно сохраняется правильное положение таза, а так же упражнения в равновесии и на координацию. Широко используют игры с правилами, предусматривающими соблюдение хорошей осанки.

Основное упражнение для осанки.

Начните с основного упражнения для осанки. Встаньте спиной к стене, ноги слегка расставлены, руки свободно опущены. Затылок, плечи, икры касаются стены. Теперь постарайтесь прислониться к стене так, чтобы расстояние между стеной и поясницей было не больше толщины пальца. Подберите живот, вытяните шею немного вверх и поднимите плечи.

Проанализируйте «чувства» всех частей тела. Особенно мускулов спины и живота. Другими словами начните программирование своего позвоночного компьютера в положение нормальной осанки. Выполняйте это упражнение как можно чаще в течении дня.

Как только вы сможете удерживать такое положение тела у стены в течение минуты без утомления, тогда, сохраняя ту же осанку, идите вперед.

Правильная осанка при ходьбе.

Если у вас сильный, вытянутый позвоночник и вы ходите прямо, то удары при ходьбе погашаются хрящевыми пластинками и дисками, которые выполняют роль пружины и защищают спину и головной мозг от повреждения.

Если при ходьбе появляются боли, то вы должны контролировать два ключевых места — ноги и позвоночник. Упражнения для позвоночника могут сделать вашу походку плавной.

Ноги — это упругие рычаги, которые выносят тело вперед при каждом шаге, и, хотя они и нуждаются в хорошей защите от жестких тротуаров, обувь не должна ограничивать или стеснять свободу действий. Туфли на низких резиновых каблуках, или, еще лучше, на резиновой подошве помогают смягчить удары.

Вы должны идти так, будто ноги начинаются в середине вашего торса, приводя в движение мускулы спины, живота, бедер и ног. Пусть руки ритмично двигаются от самого плеча, голова поднята высоко и гордо.

Сама природа сделала ходьбу идеальным упражнением, которое омолаживает весь организм.

Как правильно сидеть.

Сидеть надо так же правильно, как и стоять. Основание позвоночника должно находиться на задней части жесткого и прямого сидения. Спина должна плотно прилегать к спинке стула, форма которого должна соответствовать кривой позвоночника. Живот должен быть плоским и твердым, не расслабленным; плечи прямые, голова высоко поднята. Другими словами сидите прямо.

Плоское сидение стула должно быть короче бедра, что бы край стула не давил на артерии под коленями. Высота от сидения до пола должна быть такой же, как расстояние от бедра до пола.

Не кладите ногу на ногу. Это вызывает боль в нижней части позвоночника и может вызвать заболевания половых органов. Не плюхайтесь со всего маха на стул! Этим каждый раз наносится резкий удар по позвонкам, от чего постепенно стираются хрящевые пластинки и диски.

Садясь на стул, опускайте тело легко и мягко, голова должна быть направлена вперед и вверх, шея расслаблена, позвоночник вытянут. Вес тела приходится только на ступни, лодыжки и бедра — эти мощные и упругие рычаги должны мягко и упруго опускать тело на стул.

Нужно научиться так же правильно подниматься со стула, это улучшает осанку и тренирует основные мускулы и связки. Поднимаясь, выталкивайте тело вверх, позвоночник же будет держать голову и торс прямо. Не помогайте себе руками, когда встаете и садитесь.

Первое время будет очень трудно правильно сидеть, но однажды вы почувствует полное расслабление и отдых, так как тело будет находиться в естественном положении.

В постели позвоночник тоже должен быть ровным.

Если говорить о полном отдыхе и расслаблении, то позвоночник тем более должен быть ровным в постели, будь то ночной сон или небольшой отдых. Треть нашей жизни мы проводим во сне, и, если матрас на геле плохого качества, это грозит большими неприятностями позвоночнику.

Мягкий, прогибающийся матрас не может дать хорошей опоры самой тяжелой части тела — тазу, и это искривляет позвоночник в ту сторону, на которой человек спит. Достаточно твердый матрас заставляет позвоночник изгибаться в противоположную сторону.

Сон на спине или на животе не дает позвоночнику соответствующей поддержки.

Жесткий, плоский, но достаточно эластичный матрас дает возможность костям плеч и таза сформировать свой собственный естественный прогиб. Поместив широкую ровную доску между матрасом и пружинами кровати, получите желаемый тип постели.

Небольшая и достаточно мягкая полка для головы и шеи позволяет удерживать верхнюю часть позвоночника в совершенно прямом положении, чтобы дать возможность мускулам полностью расслабиться во время сна. Никогда не допускайте чтобы какая-нибудь часть тела давила на другую, так как это препятствует циркуляции крови.

Непроизвольно напряженные лицевые мускулы часто вызывают напряжение шейных позвонков, поэтому старайтесь постоянно думать о чем-нибудь приятном, что вызвало бы улыбку на вашем лице.

Упражнения для позвоночника.

Позвоночник как никакая другая часть тела реагирует на ваше к нему внимание.

Приступая к выполнению оздоровительных упражнений, следует руководствоваться следующими правилами: первое — не прилагайте резких усилий к окостеневшим местам; второе — выполняйте упражнения, соизмеряя нагрузки со своими физическими возможностями; третье — не старайтесь выполнить упражнение с максимальной амплитудой движения.

Можно полностью восстановить функции позвоночника в любом возрасте, с помощью простых упражнений, выполнение которых не представляет никаких трудностей. Эти упражнения способны оздоровить весь организм, так как, тренируя позвоночник, мы создаем условия для защиты от травм, отходящих от нервов спинного мозга, которые управляют различными органами.

Читайте также:  Признаки остеохондроза шейного отдела позвоночника у женщин и мужчин

Тренируя и растягивая позвоночник, вы в тоже время усиливаете мускулы и связки, которые будут держать позвоночник в растянутом состоянии. Все это сформирует правильную осанку.

Ваш организм будет стимулировать циркуляцию крови и передачу нервной энергии. Все внутренние органы окрепнут, когда уменьшиться давление на управляющие нервы.

Дыхание станет глубже, и все клетки получат больше кислорода — этой бесценной «невидимой пищей».

Рассчитываете свои силы.

Выполнение всего комплекса не занимает много времени и не вызывает значительной усталости. Движений, которые мы совершаем в повседневной жизни совершенно недостаточно для поддержания позвоночника в гибком и удлиненном состоянии.

Вы должны рассчитать свою силу и энтузиазм. Не переутомляйтесь! В течение первой недели делайте упражнения достаточно медленно. Если почувствуете боль или утомление, прекратите на время их выполнение.

С каждым днем вы все сильней будете ощущать, как высвобождается нервная энергия, и укрепляются мышцы.

Здесь представлены пять основных упражнений для позвоночника, отличающихся друг от друга по эффекту действия, хотя внешне они сходны между собой.

После каждого упражнения можно отдохнуть, но выполнять всю серию нужно обязательно.

Упражнение №1.

Это упражнение оказывает воздействие на ту часть нервной системы, которая обслуживает голову и глазные мышцы, а так же на целую сеть нервов, идущих к желудку и кишечнику. Таким образом, выполняя только это одно упражнение, мы оказываем воздействие на источник таких недугов, как головня боль, напряжение глаз, несварение желудка и плохо усвоение пищи.

Лягте на пол лицом вниз, поднимите таз и выгните спину дугой. Тело опирается только на ладони и пальцы ног. Таз должен быть расположен выше головы. Голова опущена. Ноги расставлены на ширину плеч, колени и локти выпрямлены.

Опустите таз почти до пола. Помните, что руки и ноги должны быть прямые, что придает особую напряженность позвоночнику. Поднимите голову и резко откиньте ее назад.

Делайте это упражнение медленно. Опустите таз как можно ниже, а затем поднимите таз как можно выше, выгнув вверх спину, снова опустите, поднимите и опустите. Если вы делаете это упражнение правильно, то почувствуете через несколько движений облегчение, так как происходит расслабление позвоночника.

Упражнение №2.

Это упражнение предназначено главным образом для стимуляции нервов, идущих к печени и почкам. Оно приносит облегчение в случае заболевания этих органов, возникающих по причине нервных расстройств. Вялая печень и затвердевшие почки, преждевременно постаревшие, в результате этого упражнения снова начнут хорошо функционировать.

Исходное положение тоже, что и для упражнения № 1.

Лягте на пол лицом вниз, поднимите таз и выгните спину, тело опирается на ладони и пальцы ног, руки и ноги прямые. Поверните таз как можно больше влево, опуская левый бок как можно ниже, а затем вправо. Руки и ноги не сгибайте. Движения делайте медленно и постоянно думайте о растяжении позвоночника.

Сначала упражнение покажется вам очень утомительными. Но постепенно делать его будет все легче, не потому, что усиливаются мышцы, а потому, что значительно укрепляется нервная система. Помните, что это упражнение никогда не будет для вас слишком простым, в отличие от обычного раскачивания тела.

Упражнение №3.

В этом упражнении позвоночный столб расслаблен сверху до низу. Стимулируется каждый нервный центр. Облегчается состояние тазовой области, усиливаются прикрепленные к позвоночнику мышцы, наиболее важные для его поддержки в вытянутом состоянии, стимулируя рост межпозвоночных хрящей.

Исходное положение: сядьте на пол, упритесь на расставленные прямые руки, расположенные чуть сзади, ноги согнуты.

Поднимите таз. Тело опирается на расставленные согнутые ноги и руки. Это упражнение надо делать в быстром темпе. Поднимите тело до горизонтального положения позвоночника. Опуститесь в исходное положение. Повторите движение несколько раз.

Упражнение №4.

Упражнение № 4 придает особую силу той части позвоночника, где сосредоточены нервы, управляющие желудком. Кроме того, оно эффективно для всего позвоночника, растягивает его, приводя организм к сбалансированному состоянию.

Лягте на пол на спину, ноги вытянуты, руки в стороны. Согните колени, подтяните их к груди и обхватите руками. Оттолкните колени и бедра от груди, не опуская рук. Одновременно поднимите голову и попытайтесь коснуться подбородком колен. Держите это положение в течении пяти секунд.

Упражнение №5.

Это упражнение — одно из самых важных из растягивающих позвоночник. Кроме того, оно приносит облегчение толстому кишечнику, стимулируя управляющие нервы.

Исходное положение то же, что и для упражнения № 1.

Лягте на пол, лицом вниз, поднимите высоко таз, выгнув дугой спину и опираясь на прямые руки и ноги, в таком положении обойдите комнату.

И так мы рассмотрели пять основных упражнений для позвоночника, отличающихся друг от друга по эффекту воздействия, хотя и сходных внешне между собой.

Источник: https://moluch.ru/archive/127/35253/

Упражнения на осанку

  • 1. ИП — стоя у стены, прижаться к ней, касаясь затылком, лопатками, ягодицами, икрами и пятками; почувствовав состояние напряжения мышц спины, сделать шаг вперед, стараясь сохранять это ощущение в течение 40—60 с; вернуться в ИП. Повторить 4—6 раз.
  • 2. ИП — стоя перед зеркалом, сохраняя правильную осанку, поднять плечо с и поворотом его внутрь на стороне вогнутости грудного сколиоза.
  • 3. ИП — лежа на животе, руки вверх, держась за рейку гимнастической стенки. Приподнять напряженные ноги и отвести их в сторону выпуклости поясничного сколиоза.
  • 4. Ходьба на гимнастической скамейке с мешочком на голове.

Общее укрепление организма является важной задачей ЛФК для детей с деформациями опорно-двигательного аппарата, которые, как правило, отличаются низким уровнем здоровья.

Основными средствами решения этой задачи (помимо уже рассмотренных) являются упражнения на выносливость, среди которых особенно эффективны занятия лыжами и плаванием, утренняя зарядка и закаливание.

Лечебное плавание в терапии деформаций позвоночника является эффективным средством ЛФК. В воде устраняется статическая нагрузка на позвоночник, освобождаются от постоянного сдавливания хрящевые межпозвоночные диски, разгружается костно-связочный аппарат позвоночника.

Непосредственно во время выполнения упражнений поднимание головы из воды для выполнения вдоха обеспечивает разгибание грудного отдела позвоночника, а тяговые гребковые усилия руками, направленные вдоль продольной оси тела, укрепляют мышцы туловища.

Кроме того, при переходе из вертикального в горизонтальное положение уменьшается искривление, что облегчает коррекцию позвоночника.

Систематические занятия плаванием формируют правильную осанку, помогают избавиться от сутулости, функциональных отклонений в состоянии позвоночника, уменьшают искривления позвоночника во фронтальной плоскости, уменьшают увеличенные кифоз и лордоз.

Несомненно влияние плавания на общее укрепление организма. Оно является одним из лучших средств развития и укрепления дыхательной системы, повышает насыщение крови кислородом, улучшает сократительную способность сердца, повышая его устойчивость к физической нагрузке, и является важной мерой первичной и вторичной профилактики сердечно-легочной недостаточности при деформациях.

Непосредственно при проведении занятий плаванием с детьми, страдающими деформациями позвоночника, необходимо учитывать следующие требования:

  •  подбирать плавательные упражнения и стиль плавания строго индивидуально;
  •  обращать особое внимание на постановку правильного дыхания;
  • при подборе исходного положения и индивидуальных корригирующих упражнений учитывать тип деформации, степень искривления, изменения позвоночника, состояние мышечной системы и уровня физической подготовленности, наличие сопутствующих заболеваний других органов;
  • предварительно осваивать элементы каждого упражнения на суше, учитывая нарушения координации у больных сколиозом;
  • исключить упражнения, вращающие позвоночник с колебаниями вокруг продольной оси тела;
  • обеспечить контроль за строгой стабилизацией позвоночника в положении коррекции;
  •  добиваться увеличения фазы скольжения с самовытяжением позвоночника.

Основным стилем плавания для лечения деформаций является брасс на груди с удлиненной паузой скольжения, во время которой позвоночник максимально вытягивается, а мышцы туловища статически напряжены. При этом плечевой пояс располагается параллельно движению, движения рук и ног симметричны и выполняются в одной плоскости.

При кифосколиозах отдается предпочтение брассу на спине, а при сколиозах I и II степеней может быть рекомендовано плавание кролем на груди и на спине, скольжение на груди и спине с симметричным и асимметричным положением рук.

При III—IV степенях сколиоза на первый план выдвигается задача улучшения общего состояния организма, поэтому рекомендуется плавание брассом на груди, скольжение, а больным с фиксированным сколиозом — специальные комплексы симметричных упражнений.

При S-образном сколиозе всех степеней показаны также асимметричный брасс, кроль.

Организация занятий ЛФК при деформациях позвоночника предполагает использование малогруппового, а иногда — и индивидуального методов, а также индивидуальных процедур (особенно для больных с неблагоприятной динамикой деформации). Особое значение имеют индивидуальные задания, выполняемые больными самостоятельно.

Курс лечения обычно составляет не менее года при 3—4 занятиях в неделю и обязательных ежедневных самостоятельных занятиях комплексами упражнений, которые разрабатывает специалист ЛФК, а затем разучивает вместе с детьми (по возможности — в присутствии родителей). Лечение длится несколько лет до полного завершения роста костей и стабилизации (или устранении) деформации.

Занятия организуются по двум периодам. Задачей первого является постепенная адаптация организма к мышечной работе и выравнивание тонуса мышц. Во втором периоде решаются основные задачи. Длительность каждого периода определяется степенью деформации, состоянием больного и динамикой благоприятных изменений, которые происходят в процессе ЛФК.

Функциональное состояние мышц-разгибателей туловища и мышц брюшного пресса, которые непосредственно участвуют в формировании мышечного корсета и в поддержании правильной осанки, определяется с помощью специальных двигательных тестов на их силовую выносливость. Сюда относятся следующие тесты.

  • Удержание ног под углом 45° в положении лежа на спине. Пациент лежит на кушетке, руки вдоль туловища. Затем он свободно поднимает прямые ноги под углом 45° и, касаясь носками руки исследователя, удерживает их в таком положении. Время удержания определяется по секундомеру.
  •  Удержание туловища на весу в положении лежа на животе. Человек лежит на кушетке таким образом, что верхняя часть туловища (до гребней подвздошных костей) находится на весу; руки на поясе, ноги фиксируются исследователем. Время удержания туловища на весу определяется по секундомеру.

Исследование силовой выносливости мышц осуществляется 2—3 раза в год.

Источник: https://bstudy.net/639278/sport/uprazhneniya_osanku

Ссылка на основную публикацию